В украинском обществе сегодня чрезвычайно большой запрос на историю и народные традиции, в частности, появилась безумная мода на вышиванки. Сейчас мы наблюдаем переосмысление культурных традиций, когда отдельный предмет, даже если он давно вышел из употребления, становится драгоценной достопримечательностью, духовное значение которой с течением времени возрастает.
Прикладная вещь вдруг становится произведением высокого искусства, объединяет недосягаемое прошлое с сегодняшним днем, время и пространство превращает в единое духовное измерение, память о предке наполняет ощущением близости. Именно это произошло с вышивкой.
Это легко объяснить, ведь определяющими и уникальными чертами каждого отдельного этноса кроме его родного языка, жилья, национального фольклора, кухни, есть выразительная визуальная составляющая – наряд. То, что украинцы быстро обратились к традиции вышитой одежды, вовсе не свидетельствует о первоочередной тяге ко всему материальному, а уже потом к духовному. На самом деле материальная культура, хотя и направлена на первый взгляд на удовлетворение бытовых нужд, имеет духовные корни. Издавна наряды – внешняя оболочка, соединялось с внутренней сущностью человека, становясь показателем духовного качества, духовно-общественной и социальной иерархии.
Процесс становления традиционного народного костюма охватывает всю территорию, где проживают этнические украинцы, он сочетает местные традиции с влиянием других народов и имеет логическое развитие через все исторические эпохи. И осевым в формировании украинской национальной идентичности был XIX в. и – деревня. Именно село выступило хранителем древних достижений, казной древних традиций в течение создания национальных ценностей. Оно оставалось этнически однородным, в то время как города были многонациональными. Неслучайно представление об украинском национальном убранстве еще и сейчас часто ассоциируется с крестьянским.
В современном разговорном и литературном украинском языке для обозначения одежды широко употребляется слово “костюм”. Оно имеет французское происхождение и в древней народной терминологии этого слова не было. Украинский язык имеет свои удельные названия как для отдельных предметов одежды, так и для их комплексов. То, что теперь называем космополитическим словом костюм, означает полный комплекс наряда по многим предметам, и соответствует украинскому слову строй.
Близкими по смыслу являются слова убор, одежда, убранство, одеяния, “шаты”. Сегодня кажется неожиданным и то, что слова одежда в нашей древней речи не было, хотя и употреблялось глагол одеваться. Зато имелся ряд слов – ноша, одежда, одежка, одел, одел, одиво, руб, рубаття, рубище. Бытовали как полноценные термины слова для обозначения изношенной одежды – рамтя, куски, лохмотья, шмотки.
Легко заметить, что все это собирательные существительные, которые объединяют названием группу предметов и дают им и качественную оценку. Это еще одно доказательство их давности и самобытности. В традиции широко бытовало неиспользуемое сейчас старинное слово Лудин (Лудан, луда) – древнейшее доступно нам значение его – один предмет ноши, покрывавший все тело, то есть традиционная полотняная рубашка, в XIX в. еще одинакова для мужчин и женщин.
Основой украинского народного строя является рубашка. Украинская вышитая сорочка, каждая неповторима через множество узоров и техник вышивания, имеет неповторимую магнетическую силу красоты. Шили рубашки из льняного или конопляного домотканого полотна. Бытовали в украинской специальной лексике и древние названия полотна – холст, узчина. Крой народных рубах не отличался особым разнообразием в первую очередь потому, что зависел от особенностей изготовления и ширины домотканого полотна. В конце XIX – начале ХХ в. с распространением фабричных тканей – коленкора, а также под влиянием городской моды крой рубашек стал разнообразнее.
Жизнь народа в определенной среде, его быт, обычаи, природа, навыки труда, критерии понимания красоты привели к отличным принципам вышивания в отдельных ячейках, районах, а также в соседних селах. Вышивка стала одной из эталонных признаков в определении этнографических зон. Условия жизни и быта народа в горах, в равнинно-степных, лесостепных районах нашли свое выражение и в искусстве вышивки.
В черноземных районах Западного Подолья вышивка грубыми черными нитками коврового типа, которая выполнялась рельефным кудрявыми швом. На Восточном Подолье встречаем так же вышивку черным цветом, и уже с характерной деликатностью и миниатюрностью. Распространенная на Подолье древняя техника вышивания – низь – позволила надежно сохранить и передать в наследство потомкам особые местные знаки и символы.
На фоне вечнозеленых карпатских елей радугой горят многоцветные вышивки Гуцульщины. Здесь тоже можно встретить вышивку низь, дополненную цветным исполнением и присущей гуцулам декоративностью. Особой изысканностью отличается сине-красный колорит горных районов Бойкивщины. Далее на восток эта раздробленность орнамента исчезает, на первый план выступают крупные геометрические мотивы.
Вышивка Ровенского и Житомирского Полесья сохранила в своих красных ромбах и розетках архаичные корни ритуально-бытового назначения и характерные давние орнаменты и композиции. Именно полищуки сохранили древние техники вышивания, имитирующие ткани орнаменты – нанизывания, заволакивания, затыкания.
В конце XIX в. активно проходит процесс преобразования, растительные мотивы обогащают традиционный геометрический орнамент. Сложные композиции из растительных мотивов живописного характера особенно получают распространение на Киевщине, Черниговщине и Сумщине. Хорошо известна чрезвычайно богата композиционными решениями белая вышивка Полтавщины, покорившая всю Европу. Здесь высокое мастерство воплощалось через совершенное сочетание многих вышивальных техник – наличник прямая и косая, вырезание, выкалывание, “соловьиные глазки”, “зерновой вывод”, “куриный брод” и бесконечное многообразие ажурных сеток.
Традиционный графически-плоский орнамент вышивки XIX в. характеризуется ритмичным взаимосвязью всех элементов, четкой гармоничностью их линий. В разработке орнамента вышивальщицы достигли виртуозности, создав многочисленные узоры и приемы их построения.
Изумительна фантазия мастериц, а их высокий художественный уровень был бы невозможен без опыта, приобретенного в течение длительного времени. И за всем этим стоит авторитет тысячелетней истории народного творчества, отражает живую связь между природой и осмысленной художественной реальностью.
Развитие вышивки, как и всей народного творчества, происходит по законам наследственности и коллективности. Орнамент вышивки, будучи относительно устойчивым элементом культуры, сохраняет в себе архаичные пласты, отражающие древние мифологические представления.
Орнаментальная разновидность – одна из основных особенностей вышивки XIX в. В дальнейшем же мотивы архаического типа испытывают активные видоизменения, дополняются новыми элементами, обогащаются средства их технического исполнения, происходят изменения и в цветовой гамме.
Для народного искусства второй половины XIX в. характерными были тенденции полихромности, подчеркнутой звучности цвета, геометрический орнамент с его графической точностью и чистотой исполнения. В конце XIX в. новым явлением стала вышивка гладью и крестиком в сочетании с стебками. Воцарилась красно-черная цветовая гамма, а техника вышивания крестиком своей легкостью исполнения и визуальной универсальностью начала постепенно вытеснять 200 древних традиционных техник вышивки.
Вышивка – это орнаментальная казна коллективного гения. В ней воплощены чудеса народной выдумки, фантазии – это геометризированный метод изображения красоты. Вышивка хранила иконографическое богатство древних архаических магических мотивов. Коллективный опыт отражает сложным языком вышивального искусства свое собственное народное мировоззрение. Здесь магическое и эстетическое выступает в единой синтетической взаимосвязи. Исследователи народного строя называют рубашку не только любимой украинской одеждой, но и клеточкой сознания, черточкой национального характера.
За последнее столетие вышивания отделилось от утилитарного домашнего занятия, перейдя в сферу эстетического. Богатство техник, разнообразие мотивов, изысканный колорит и множество семантических загадок не позволяют назвать вышивку ни промыслом, ни ремеслом. Традиционная народная вышивка уже давно принадлежит к искусству и является неотъемлемой составляющей культурного наследия всего мира.